Noname портативное пусковое устройство для автомобиля спустя три года

Опубликовал | 17.12.2018

Начать наверное стоит с того, зачем я вообще купил данный девайс, ведь каждый уважающий себя автомобилист знает, что если следить за состоянием своего автомобиля, то никаких проблем с запуском двигателя не будет. А если даже и будут — то значит в такой мороз вредно запускать двигатель и лучше машину совсем не трогать. Ну а если по какой-то причине сел аккумулятор, то всегда найдётся добрый сосед на парковке, который даст «прикурить», ну или вообще можно сходить в магазин и купить новый аккумулятор, ибо раз старый уже не запускает двигатель — значит ему худо уже.

Внимание! В данном обзоре не будет фотографией упаковки и инструкции, не будет замера светосилы фонарика, не будет проверки стеклобойных способностей данного девайса, ровно, как и остальных второстепенных функций, типа зарядки телефона или ноутбука. Будет рассмотрено только основное предназначение данного устройства, его проблемы, и немного мыслей насчёт всего этого. Если вам не интересны подобные недообзоры — возможно дальше читать не стоит.

Подтверждение покупки

Девайс покупался за свои деньги, со скидкой $5 как новому пользователю.

К сожалению, найти товар по той ссылке, по которой он покупался мне не удалось. Видимо продавец tech_ubuy больше не торгует на jd и при переходе по ссылке из заказа открывается страница 404. Для ссылки «Перейти в магазин» использовал наиболее близко подходящий по внешнему виду и описанию джамп-стартер с али. Описание характеристик так же будет взято из лота с али.

Реальность оказалась куда прозаичнее — то аккумулятор разрядится из-за магнитолы в тихом лесу, где вокруг ни души; то морозы неожиданно ударят, и даже «прикурить» не от кого, все в той же ситуации (либо отказывают, переживая за «мозги»); а бывает, выйдешь покататься в -35 на велосипеде, а во дворе мучается кто-нибудь, завести машину не может — не бежать же за запасным автомобильным аккумулятором. В общем это всё оправдания, на самом деле на JD была распродажа — они как раз вышли на российский рынок, и активно раздавали скидки.


В то время отзывы о подобных устройствах были крайне противоречивые. Одни говорили, что устройство с таким размером и весом в принципе не способно запустить автомобиль, тем более зимой, ибо там и ток маленький, и ёмкость фейковая, и провода тонюсенькие и крокодилы игрушечные. Другие рассказывали об успешном опыте запуска не только бензиновых малолитражек, но и дизельных двигателей, и даже видео подтверждения записывали, и делали это, в том числе зимой. Впрочем, и сейчас ничего не изменилось в этом плане. Но мне не хотелось бы никого переубеждать, ведь джамп-стартер — это не волшебная коробочка, способная завести любой двигатель в любых условиях. Это вполне простое устройство, обладающее конкретными физическими свойствами.

Итак, что же нам обещает продавец:

Ёмкость батареи: 18000mAh
Материал корпуса: АБС огнестойкий пластик
Размеры: 17.0 х 8.4 х 3.2см
Число циклов батареи: >1500
Время зарядки батареи: 4-5 часов
Вход питания: 15В 2А
Выходы питания: 12В 2А; 16В 3.5А; 19В 3.5А
Напряжение: 12В
Число батарей: 3
Пусковой ток: 200А
Максимальный ток: 400А (3 секунды)
Температурный режим: -20 +60 градусов Цельсия


Если снять термоусадку с батареи, то можно сразу понять, что в описании основных параметров продавец преувеличил раза в два. Батарея действительно состоит из трёх элементов, но вот ёмкость у них по 3300мАч и рабочий ток 40С. И даже если взять ёмкость батареи при напряжении 3.7В, то всё равно получается максимум 9900мАч, что почти в два раза меньше, чем заявляет продавец. Токовый рейтинг 40С означает, что данная батарея сможет долговременно отдавать ток 132А и возможно при этом даже не деградирует. Хотя в данном случае это и не указано, но для подобных батарей допускается кратковременное превышение данного порога. Например, для похожего аккумулятора «ZIPPY Compact 3300mAh 3s 40c» допускается кратковременное потребление тока до 165А (50C). Производители некоторых аккумуляторов заявляют кратковременный ток (до 3 секунд) в 1.5 раза больше, чем длительный, но продавец данного джамп-стартера пошёл дальше, и заявляет двукратное увеличение тока в кратковременном режиме. Не верю, но проверить нечем.


Не знаю зачем, но между элементами батареи проложены кусочки пористого материала. Возможно это как то связано с тем, что элементы подобных батарей (в мягкой упаковке) иногда вздуваются, и этот мягкий материал будет служить неким буфером. А может быть они там просто для того, чтобы батарея выглядела толще. Если кто знает зачем оно на самом деле, напишите в комментариях.


Балансировочные провода в данном случае используются в том числе для питания платы с модулем зарядки и DC-DC преобразователями в 12 и 19В. Заявленного выхода 16В я не нашёл. Возможно продавец особо не заморачивались и скопировал описание товара с другого подобного устройства.


Между аккумулятором и основной платой имеется модуль защиты, который не даёт перезарядить или сильно разрядить аккумулятор. Раньше я думал, что данная плата также выполняет функцию балансировки, но когда снял с неё защитную плёнку, стало понятно что нет. И это можно назвать главным недостатком данного джамп-стартера, из-за которого уже после нескольких циклов разряда-заряда его можно будет просто выбросить.


Силовые провода от батареи, к которым подключаются крокодилы, никакой защиты не имеют. То есть через них можно посадить батарею до нуля. Отсутствие защиты на силовых проводах в купе с отсутствием балансировки приводит к разбалансировке ячеек в батареи, в результате получится такая беда: при зарядке одна ячейка будет быстрее заряжаться, другая медленнее, но суммарное напряжение по всем ячейкам будет в норме. И когда индикатор покажет 100% заряд, то на самом деле одна ячейка окажется незаряженной, а другая перезаряжена. При подключении нагрузки та ячейка, которая получила меньше заряда, разрядится быстрее остальных, и так как отсутствует какая-либо защита, напряжение на неё может опуститься ниже 3.0В, что ускорит деградацию данной ячейки, а последующие циклы заряд-разряда ещё больше усугубят проблему.


Самый простой способ решить данную проблему — параллельно балансировочным проводам припаять плату балансировки, например такую. На фото выше именно она прячется в жёлтой термоусадке. Так же мне не показалось лишним вывести балансировочный разъём наружу, чтобы всегда была возможность нормально зарядить аккумулятор от зарядного устройства с побаночным контролем напряжения.


Вторая проблема, которая часто мешает нормальному «прикуру» автомобиля — плохие крокодилы. Но в данном случае к ним претензий нет. В сомкнутом виде их не получится закоротить между собой — защищают бортики из пластика. Пружина обеспечивает достаточно сильный прижим, а так же обе губки крокодилов запитаны. Провода у крокодилов используются того же сечения, что и у аккумулятора — 10 AWG, хотя в используемый разъём EC5 без проблем можно запаять провода 8 AWG. Но это тоже не так критично, так как даже 10 AWG провод в силиконовой изоляции продержится дольше, чем защитные диоды, или даже сам аккумулятор. Но если делать «для себя», то даже на таком небольшом расстоянии крокодилы с проводом 8 AWG будут крутить стартёр бодрее.


Отдельного внимания заслуживает коробочка с защитными диодами. Один раз она меня подвела — я было подумал, что джамп-стартер наконец-то сдох, но оказалось, что просто отвалился провод внутри данной коробочки. Так как диоды стоят по обе стороны платы, то когда перепаивал провода, половину жил припаял с одной стороны, половину с другой — так и держится лучше и ток ровнее распределяться по сторонам будет.


В данных крокодилах используются диоды STPS3045CT. Всего их шесть штук, и каждый может в длительном режиме пропускать до 30А, при температуре до +175 градусов. Но это вовсе не означает, что при токе 180А они не будут греться или сгорят при чуть большем токе. При минусовой температуре и запуске исправного двигателя они не успевали нагреваться сколь либо заметно. Но при комнатной температуре и нагрузке током 60А за одну минуту они прогрелись до температуры 70 градусов Цельсия.


Отдельного обсуждения заслуживает вопрос — 3S или 4S. Из преимуществ конфигурации 3S можно выделить то, что в полностью заряженном состоянии аккумулятор имеет напряжение 12.6В, что не только абсолютно безопасно для бортовой сети автомобиля, но и также не даст разряженному аккумулятору автомобиля активно высасывать энергию из джамп-стартера, при условии что АКБ находится в исправном состоянии, и напряжение на нём не сильно ниже 12В. Минусом же будет то, что под нагрузкой стартёра напряжение на АКБ опустится до 10.6В, а с учётом падения на проводах, диодах и крокодилах, получится ещё меньше, и возможно стартёр даже не попытается провернуться. И при этом обязательным условием является необходимость использовать защитные диоды, чтобы исключить неконтролируемый заряд аккумулятора джамп-стартера от генератора автомобиля после успешного запуска двигателя.


Другое дело 4S. Напряжение полностью заряженного аккумулятора 16.8В, что заведомо больше, чем напряжение 12В бортовой сети автомобиля. И если не разряжать такой аккумулятор до минимального уровня (напряжение 12В), то после запуска двигателя аккумулятору ничего не будет даже без защитных диодов. И даже под нагрузкой стартёра, напряжение на данном АКБ будет достаточным для прокрутки. Но будет ли такое напряжение безопасным для всех электронных блоков, подключенных к бортовой сети автомобиля? Вопрос сложный, так как однозначно сказать, что все блоки всех автомобилей толерантны к такому напряжению нельзя. Но нужно понимать, что подключив к автомобильной аккумуляторной батарее источник тока с напряжением, которое выше напряжения данной батареи — первым делом ток возьмёт именно она. И например в моём случае, при соединении свинцово-кислотного АКБ с напряжением 12.0В и литий-ионного с напряжением 16.2В, свинцовый АКБ начал потреблять 6А тока, а в бортовой сети напряжение получилось 13.3В, что вполне нормально.


Кроме того, если аккумулятор в машине ещё способен запитать бензонасос и втягивать муфту стартёра, а питающий провод стартёра можно легко отключить отдельно от остальных потребителей — то джамп-стартер можно подключить отдельно только к стартёру. Возможно вообще имеет смысл взять джамп-стартер на ионисторах — не знаю, таким не доводилось пользоваться. Но если выбирать между 3S и 4S, то мой выбор за последним. На эту тему обязательно стоит развести холивар в комментариях. А пока вернёмся к реальности, и для начала выясним остаточную ёмкость аккумулятора.


При разряде током 1А получаем всего лишь 1843мАч, что почти в два раза меньше изначальных 3300мАч. Надо также учитывать то, что с увеличением потребляемого тока отдаваемая аккумулятором ёмкость будет уменьшаться.


При зарядке заливается 2033мАч. Наконец то можно перейти к главному — попробовать завести автомобиль от данного джамп-стартера. Конечно же, без нюансов данный «фокус» не обойдётся, но скрывать их я не буду. Кроме основной цели эксперимента — проверить, запустится ли двигатель от старого джамп-стартера, потерявшего почти половину ёмкости батареи, мне было интересно замерить потребляемый стартером ток. Так как я слышал заявления в духе «если штатный аккумулятор рассчитан на пусковой ток 620А, и он не может завести двигатель, значит стартёр потребляет больше тока, и соответственно джамп-стартеру, с его жалкими 100А и тонюсенькими проводами совсем нечего ловить».

Для измерения максимального тока у меня не нашлось ничего лучше, чем цифровой ватт-метр с заявленным номиналом измеряемого тока 150А (был ещё аналоговый амперметр с шунтом на 200А, но стрелка не успевала «устаканиться»), поэтому всё что сильно больше 150А он мог просто не увидеть. Двигатель 12 часов стоял при температуре окружающего воздуха -10/-15 градусов. джамп-стартер с момента зарядки пролежал сутки, но в тепле. Автомобиль lada xray с двигателем 1.6 и механической коробкой. Во время запусков сцепление не выжималось. После запуска двигатель сразу же глушился, между запусками старался выждать не менее 10 минут. Во время всех запусков джамп-стартер был подключен только к стартёру, а бортовая сеть и генератор были подключены к штатному аккумулятору, и потребляли от него 4А на различные нужды. Ну и так вышло, что у ватт-метра провода 12 AWG, а в одном месте есть небольшой кусочек 14 AWG.


Ну и вроде всё. Подключаем. Напряжение на батареи джамп-стартера 12.3В. Включаем зажигание, ждём несколько секунд, пробуем запустить. Крутит не бодро, но проходит буквально секунда и двигатель запускается. Глушим и смотрит что там на ватт-метре.


Максимальный ток 178.7А, напряжение упало до 12.0В.


Минимальное напряжение во время запуска было 11.2В


Пиковая потребляемая мощность 1450Вт (странно, ведь 11.2 * 178 = 1993Вт)


Потраченная на запуск ёмкость 0.057Ач (тоже не похоже на правду)


Пощупал рукой диоды и провода — холодные. А вот аккумулятор слегка тёплый, поэтому сходил за термометром и засунул его датчик в пространство между банками батареи джамп-стартера.


Второй запуск. Снова запустился. Температура АКБ поднялась с 16.6 до 22.3 градусов. На этот раз максимальный ток был 163.6А, минимальное напряжение 11.57В, максимальная мощность 1688Вт.

Третий раз попробовал завести без ваттметра, подключив крокодилы напрямую к джамп-стартеру. При таком подключении стартёр крутил значительно бодрее и вновь запустил двигатель


Теперь подключаем джамп-стартер к зарядному устройству, чтобы узнать сколько было затрачено ёмкости на эти запуски. По окончанию заряда получаем 355мАч. При очень грубом подсчёте можно сказать, что оставшейся ёмкости хватило бы ещё на 12 запусков. После заряда джамп-стартера делаем ещё несколько запусков, получив замеры тока 162.9А, 166.0А, 191.7А. После третьего запуска температура АКБ поднялась до 28 градусов. Затем был эксперимент с предварительной заморозкой аккумулятора в морозилке, но как то так вышло, что это был уже другой аккумулятор, поэтому это совсем другая история.

Чуть не забыл про один недостаток конкретно данного джамп-стартера — разъём у крокодилов очень тяжело вытаскивать. Не за что ухватиться и приходиться тянуть за провода. Есть более удачные варианты исполнения данного разъёма. Кроме того, если в подобной коробочке имеется кнопка, то с ненулевой вероятностью внутри будут стоять не просто диоды, а мосфеты, реализующие защиту от короткого замыкания и глубокого разряда АКБ. Например:

Кстати, комплектное сетевое зарядное устройство продержалось не долго и умерло в первый год использования, поэтому его нет на фотографиях. На порту зарядки отсутствует повышающий преобразователь напряжения, поэтому для зарядки батареи нужно подавать не меньше 13.2В (или 12.8В, если выбросить защитный диод на этом входе). В общем, я бы не рекомендовал покупать данный джамп-стартер, если нет желания лазить в него с паяльником.

В заключении хотелось бы ещё раз напомнить о том, что никакой магии в джамп-стартере нет. Но если вам нужно зимой «прикурить» трактор, то стоит взять чего-нибудь по мощнее, например «Turnigy Graphene 5000mAh 4S 90C Hardcase», который при весе в 600 грамм позволяет в длительном режиме отдавать 450А, а в пиковом 650А, что по китайской шкале амперов вовсе переваливает за килоампер!

Планирую купить 0 Добавить в избранное 0

(c) 2017 Источник материала

Рекламные ссылки