Планетарная передача для велосипеда Truvativ Hammerschmidt AM

Опубликовал | 19.08.2015

  • Цена: $200 + доводка ($62,67) + доставка ($33,97)

Во снах своих Антон фрирайдил
И часто грезилось ему
Что для хорошей катки нужен «Молот Шмидта»
И тут же думалось
«Да ну?»

Обзор покупки, доводки, и экспплуатации нетривиальной велосипедной штуковины. Внутри Ирак, Палестина и расчлененка. Интересно? Велкам под кат!

Глава 1. Введение

Предисловие
На велик в сознательном возрасте сел в 2008 году. На тот момент не думал, что тема засосет настолько, что соберу аппарат стоимостью под 100 килорублей )) Ну так вот, по мере углубления в велотему пришло понимание того, какой велик хочу собрать. Среди прочих шурушков, будоражащих моё воображение, было и это чудо инженерной мысли — Truvativ Hammerschmidt — имитация двух передних звезд, интегрированная с правым шатуном и успокоителем цепи

Экскурс в техническую часть
В интернете полно описаний данной системы (легко гуглятся по фразе «truvativ hammerschmidt»), например здесь. Я же кратенько расскажу, что это такое. Это штука, представляющая из себя планетарную передачу, с двумя возможными передаточными отношениями: 1 к 1 («прямая передача») и 1 к 1.6 (overdrive). Т.е. физически при одной ведущей звезде фактически мы получаем две.

Вариации системы:
1. Предназначение (Аll-Mountain (AМ) или Freeride (FR))
2. Ведущая звезда (22 или 24 зуба, на овердрайве это 35 и 38 соответственно)
3. Длина шатунов (175 или 170 для АМ и 170 или 165 для FR версии)
4. Манетка (X9 или X0)
5. Стандарт крепления к раме (ISCG old или ISCG’05)
Для системы также нужны специальные картека и манетка.

Отличие между AM и FR версиями:
1. Шатуны — в первом случае они сделаны на базе Truvativ Stylo, во втором — Truvativ Holzfeller, первые выигрывают у вторых по весу, но проигрывают в прочности
2. Шпиндель каретки (для AM резьба М15, для ФР — М12)

Плюсы системы:
1. меньший клиренс (за счет малого диаметра ведущей звезды)
2. потенциально меньший вес (по сравнению с традиционной комбинацией «шатуны + каретка + система + цепегаситель»)
3. Вероятность соскока цепи при переключении нулевая
4. Вероятность повреждения ведущей звезды практически нулевая

Глава 2. Приобретение

Муки выбора
До конца не мог определиться, а точно ли мне нужна система за такие-то деньги. Безпробеговый хаммершмидт стоил на тот момент минимум $350 (за АМ-версию, про ФР я вообще молчу) и в эту цену редко когда включены специфичные каретка и манетка. Т.е. весь комплект выходил баксов в 400-450. Дорого, подумал я, и решил поискать б/у. Для себя определил следующие критерии:
— стоимость = $200 ±
— версия предпочтительно FR
— звезда предпочтительно на 24
— полный комплект
— состояние на 4 минимум
— шатуны не длиньше 170 мм
На известном в велокругах форуме dirt.ru нашел объявление о продаже. Человек из Москвы продавал Хаммера якобы с мизерным пробегом — всего 6 боевых недель на спотах во Франции, при этом шатуны были потёрты до жути, потеряна пара бонок и в планетарную коробку за каким-то фигом лазили (при таком пробеге там делать нечего). Сам человек оказался каким-то не очень разговорчивым и на очередном моём вопросе как-то тихо слился. Ну да Бог с ним. А я тем временем стал смотреть варианты на ebay. Наткнулся на подходящий лот из штатов, но пока думал, он был продан. Наудачу написал продавцу (не завалялось ли у него ещё))) — лот ещё у него, ждет денег от покупателя. Ну, говорю, напиши, если сорвется. Ок. В итоге этот вариант не удался — лот выкупили. Американец порекомендовал мне посмотреть на местных штатовских барахолках и на пинке (pinkbike.com). На пинке нашел вариант на Аляске. Продавался хаммер во внешнем состоянии на четверочку со всеми необходимыми ништяками. Цена вопроса — $200 (среднестатистический ценник за б/у). Решено брать.

Оплата
Списался с аляска-меном, уточнил детали, перевел ему деньги палкой. В тот же вечер хаммер был отправлен на склад посредника.

Доставка
Хаммера доставлял через посредника в большой посылке. Стоимость пересылки вышла 1290,87 RUR или $33,97. Вес девайса при этом вышел около 2 кг.

Глава 3. Жестокая реальность

Внешний осмотр
Американец запаковал хаммера в бумагу и нескольок зип-локов. Девайс был очищен по минимуму. Куча грязи была в месте крепления звезды и не только.

Ziploc и его содержимое на фото не попали


Комплектация следующая:
1. Шатуны
2. Планетарная передача (звезда на 22 зуба)
3. Манетка
4. Тросик переключения в оплетке
5. Ограничитель цепи

Косяки
1. Не было двух бонок (этот момент я проглядел на фотках). Недостающие бонки взяты со старой системы, тоже трувативовской (вот такой), если бы не это, то +25$, а так на старую систему ушел ранее купленный набор бонок за $5,19
2. Ограничитель цепи сильно потёрт
3. Звезда на 22 зуба маловата (пункты два и три решены разом — взята новая звезда на 24 зуба (+$18,20) с которой в комплекте идет новый ограничитель цепи)
4. Самый главный косяк — люфт планетарной коробки. Это меня очень сильно расстроило…

Видео + чертеж

Далее приведу чертеж из официальных спеков (см. верхнюю обводку). По всей видимости, грязь в подшипнике сделала свое дело…


Стал курить по форумам, есть ли у кого такая проблема. Как оказалось, есть, парнишка на неё просто забил. Что же, по 4й проблеме решено перебрать коробку.
5. Манетка не функционирует. Этот момент я узнал только при установке на вел. Чего-то там внутри отвалилось. Местный веломеханик всё исправил за 350 рублей ($6,6)
6. Отсутствует держатель манетки. Куплен в триал-спорте за 800 RUR ($15). Этот момент я тоже проглядел на фото, на покупку бы не повлияло.

Переборка планетарной коробки
Наши руки не для скуки, поэтому было решено вскрыть планетарную коробку. Вскрытие по фен-шую должно производиться специальным фирменным ключом, стоимостью $150. Поскольку это было сильно жирно, я пошел простым путём и заказл отцу аналогичный по функционалу ключ. В итоге фанера, дырка и 4 шурупа решили вопрос ))

Самоделошный ключ

На использование самоделошного ключа сподвигло следующее видео

Испанцы, конечно, более основательно подошли к делу, но результат-то тот же ))


Переборка производилась в соответствии с официальным мануалом производителя. При вскрытии теми самыми шурупами был поврежден резиновый уплотнитель, предотвращающий попадание грязи в главный подшипник планетарки, соответственно заказан новый (+$12,04). Старая смазка извлечена моторным очистителем за 99 рублей ($1,87), купленным в Ленте. Коробка разобрана без снятия обводных звездочек. Всё промазано по инструкции и собрано (смазка куплена в триале за 200 рублей ($3,77), замечу, что 25 кубов фирменной смазки вам вряд ли хватит, чтобы обслужить механизм полностью). После сборки на новую смазку люфт пропал, УРА!

Разобранный механизм
Главный подшипник механизма (по науке он называется Overdrive assembley)

Главный подшипник на фоне коробки с планетарными звездочками и шатуном, механизма зацепления и уплотнительного кольца, которое я порвал

Ведомая часть механизма в разобранном виде, она же отвечает за переключение режимов

Установка
Не вызвала никаких проблем. Правда во всем городе в продаже не было ключа для откручивания одной из чашек каретки (они разные с двух сторон, на вторую сторону у меня уже был ключ). В мастерской решено за 150 рублей. Езжу ненарадуюсь ))

Фото после инсталляции

Глава 4. Итоги

Ощущения
В эксплуатации девайс с лета 2015 года. На текущий момент на нем намотано километров 200.
Звук. На овердрайве при прокручивании трещит нещадно — особенности конструкции, не досаждает. Можно использовать вместо звоночка для распугивания пешиков — крутнул назад на овердрайве и все разбежались )))

На прямой передаче жужжат звездочки в коробке, тоже не критично вроде. Цепь, в силу того, что физически она теперь одета на звезду в 24 зуба вместо прежних 36, стала проходить совсем близко от пера и биться об него в незащищенном месте, поэтому пришлось переделать его защиту (заводскую неопреновую заменил на кастомную — из куска старой велосипедной камеры)

Переключение. Менять передачи можно как угодно и где угодно )) хоть под нагрузкой, хоть без оной. Один минус — при переключении с большей скорости на меньшую нужно учитывать и передачу на малой звезде, в противном случае из-за большого разброса передаточных отношений в момент смены передачи спереди ноги могут соскочить с педалей ))) либо надо одновременно переключать перед и зад или зад загодя готовить к смене передачи спереди

Плюсы
Я доволен как слон, познакомился с интересными людьми (в нашем городе всего три владельца хаммера включая меня, с одним из них я познакомился). Узнал много нового по технической части. Сам покопался в железке. Получил в итоге то, что хотел.

Минусы
Небольшой некомплект и люфт

Вывод
Я не пожалел, поэтому мой вердикт — «брать».

Тантра утомилась читать

За сим откланиваюсь. Жалобы, предложения, заявления об уходе прошу оставлять в комментариях.

(c) 2015 Источник материала.

Рекламные ссылки